Рубрики

понедельник, 16 октября 2017 г.

Парк российских танков (АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ)



АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ТАНКОСТРОЕНИЯ
Соколов В.Я.
Планы обновления танковых войск в ведущих танкопроизводящих странах НАТО.
(1998)

Выводы
     1. США и Германия планируют на период до 2015г.  переоснащение парка боевых машин (танков, БМП) путем их модернизации. В Великобритании и Франции поставлены  на производство  новые  танки "Челленджер-2" и "Леклерк". Идет их конструктивно-технологическая доводка в процессе серийного производства.

     2. Центр тяжести НИОКР переносится на разработку усовершенствованных  комплектующих  узлов и систем,  что обеспечивает задел как для модернизации,  так и для создания новых образцов.  В процессе  выполнения НИОКР идет изготовление демонстрационных образцов подтверждающих основные технические  решения.  Финансирование НИОКР не сокращается.

     3. Перспективные  узлы  и системы проектируются в блочно-модульном исполнении; обеспечивается унификация с системами, применяемыми на образцах других видов вооружения.

     4. Производственно-технологические  и  научно-исследовательские мощности поддерживаются за счет расширения  военно-технического  сотрудничества стран НАТО в разработках и производстве БТТ, а также экспорта вооружений.

Парк российских танков
     В 60 - 70-ые годы в СССР в войска поступило около  20  тысяч современных  танков,  которые по техническому уровню превосходили западные образцы,  что  с  учетом  количественного  превосходства обеспечивало значительно более высокий потенциал парка БТТ по отношению к странам НАТО.  Отечественные танки  имели  ряд  преимуществ:  низкий силуэт и меньшая масса, наличие КУВ, автомат заряжания и меньший экипаж,  простота в освоении и надежность в  эксплуатации,  а  в  80-е  годы к ним добавился дистанционный подрыв ОФС.


     С появлением в 80-х годах за рубежом танков нового поколения и их модификаций (Ml,  М1А1,  М1А2,  "Леопард-2","2А5", "Челленджер-2",  "Леклерк") наметилось отставание отечественных танков по ВТУ примерно в 1,3 - 1,5 раза за счет:  отсутствия тепловизоров и информационно управляющих систем,  недостаточного могущества бронебойных снарядов,  живучести и мощности МСУ,  систем  управления подразделением, опознавания, навигации.
     В составе парка БТТ РФ доля современных танков (Квту >  1,0) составляет - 40%  (9300 из 27500) при осредненном Квту ср =1,16. По потенциалу танкового парка в Европе страны НАТО превосходят РФ в  1,4  раза по современным машинам (9280 шт из 31200;  Квту ср =1,58).
Положение усугубляется еще и тем фактом,  что к 2005 году значительная  часть танкового парка РФ потребует капитального ремонта,  мощности БТРЗ с распадом СССР сократились в 2 раза,  идет процесс  интенсивного  снижения боеготовности образцов (это подтвердили события в Чечне) и особенно танков,  выведенных из  стран ближнего  и  дальнего  зарубежья  и размещенных в непригодных для хранения местах.  Кроме того, закупки новой техники сократились до уровня менее 5%  от проектной мощности заводов.  При существующих темпах обновления танкового парка с учетом установленных квот потенциал  современных российских танков к 2005 году будет уступать странам НАТО в Европе примерно в 5 раз.
     К настоящему  времени  почти  весь научно-технический задел, наработанный в 80-х – начале 90-х годов  за  счет  финансирования через  МОП  СССР исчерпан.  И если МО РФ сейчас не обратит на это внимание,  то это будет как бы запланированное отставание в стратегическом будущем.Со времени распада СССР количество квалифицированных рабочих в отрасли сократилось более чем в 2 раза, а численность  научно-технических специалистов,  выполняющих оборонный заказ, - более чем в 10 раз и что особенно тревожно - утрачивается преемственность поколений.  Реальное финансирование НИОКР сократилось с 1993 года более чем в 5 paз,  что привело к  известным негативным последствиям (перенос сроков, приостановка работ, снижение качества результатов,  отток  кадров  и  т.п.). 
Выделяемые средства  недостаточны,  но  и они распыляются вследствие несоответствия приоритетных задач современному  экономическому положению,  отсутствия должной увязки с военной доктриной и задачами по реформированию армии  и  реструктуризации  промышленности.  Научно-техническая  и  производственно-технологическая базы находятся на грани краха.
     По нашему мнению,  для стабилизации положения в отрасли требуется:
     1. Переосмыслить  приоритеты в развитии образцов и бронетанковой отрасли,  пересмотреть долгосрочные программы, отработать и утвердить реально выполнимую программу действий с ежегодным уточнением плана НИОКР исходя из результатов предшествующего  года  и текущего объема ассигнований.
     2. Разработать  программу  реструктуризации   промышленности (укрупнение научно-исследовательских организаций, ориентировка на выпуск и развитие в РФ танков одного типа, сокращение числа базовых шасси, уточнение специализации и кооперации КБ, заводов, НИИ, максимальная унификация образцов,  узлов,  систем, исключение параллелизма  в разработках,  возможность использования результатов деятельности в интересах народного хозяйства).
     Коллектив ОАО  "ВНИИТрансмаш",  обладающий  большим опытом в области программно-целевого планирования,  технико-экономического обоснования и имеющий существенный задел (темы "Мотобол", "Возобновление",  "Конкурентоспособность",  "Реконструкция"),  готов  в кратчайшие сроки совместно с заинтересованными организациями МО ипромышленности подготовить предложения по рассматриваемым проблемам,  что  будет  способствовать стабилизации положения в отрасли БТТ.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

     ОАО "ВНИИТрансмаш" в проект решения научно-технической  конференции по перспективам развития БТВТ 30.11.98 г.
     1. Исходя  из  общности основных тенденций развития мирового танкостроения и результатов информационно-аналитических  исследований  современного опыта строительства бронетанковых войск в ведущих странах НАТО,  признать целесообразным  отнесение  к  числу приоритетных направлений  работ  по  поддержанию  на необходимом уровне оборонной достаточности  потенциала  отечественного  парка БТВТ утверждение долгосрочных требований Минобороны РФ к составу, количествам и уровням боевой эффективности образцов БТВТ (на, период до 2015...2025 г.г.).
     При формировании программы НИОКР по  созданию  научно-технического задела на период до 2005 г.  в целях повышения ТТХ серийных и разрабатываемых образцов БТВТ предусмотреть выполнение следующих важнейших НИОКР:
     создание интегрированных информационных  управляющих  систем (НИР "Конгресс");
     автоматизация управления  подразделением  (НИР   "Контакт");
     обеспечение всепогодности   и   всесуточности  использования комплекса вооружения;
     отработка танковых пушек высокой баллистики и танковых боеприпасов повышенного могущества (ОКР "Рогатка-1");
     разработка систем  групповой защиты подразделения от высокоточного оружия;
     создание малогабаритных  высокоэкономичных моторно-трансмиссионных установок мощностью 1500..1800 л. с. (БМД-128);
     создание роботизированных экипажно-безэкипажных машин.

     2. Утверждение и реализация в период 2000...2010 г.г.  комплексной программы модернизации образцов БТВТ, находящихся в войсках, как наиболее экономичного средства, повышения боеспособности образцов и боевого потенциала системы БТВТ в условиях ограничения
ассигнований на цели обороны.
     Завершить в кратчайшие сроки ОКР "Мотобол",  ОКР  "Штора-2", ОКР "Свинец-1,2".
     3. Совершенствование  системы  государственного   управления разработкой и реализацией программ развития образцов БТВТ,  повышение престижности работ промышленности  в  интересах  Минобороны РФ,  имея в виду упорядочение кооперационных связей в разработках и производстве ВиВТ во оборонному  заказу,  государственную  поддержку научно исследовательского , конструкторского и экспериментального потенциала и производственно технологической базы отрасли танкостроения на приемлемом уровне.
     4. Повышение роли экспорта БТВТ в решении внутренних проблем отрасли танкостроения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий